Главная » 2017 » Февраль » 1 » Урок № 17-18. Химические явления, их признаки. (+ презентация)
10:31
Урок № 17-18. Химические явления, их признаки. (+ презентация)
Тема: Химические явления, их признаки.
 
Цель: Научить распознавать физические и химические явления (образовательная), продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать, анализировать (развивающая), продолжить учить детей общаться между собой, умению выслушивать мнение другого человека (воспитательная).
 
Оборудование: дидактические карточки (проверка д/з), для опытов: листы бумаги, спички, свеча, расческа, стакан с водой, марганцовка, сода пищевая, уксусная эссенция.
 
Ход урока:
  1. Организационный момент.
  2. Проверка д/з по карточкам (приложение 1):
Карточка №1
Из списка названий выпишите органические вещества
Карточка №2
Из списка названий выпишите неорганические вещества
Список: белки, вода, кислород, золото, жиры, алюминий, озон, стекло, углеводы
(Дети работают в парах, затем проверяют способом взаимопроверки)
  1. Изучение нового материала
  • Учитель: Ребята, нас окружает разнообразный мир веществ и явлений. В нем непрерывно происходят изменения. Или не происходят? Как вы считаете? Приведите примеры изменений, которые вы наблюдали в природе?
      Любые изменения, которые происходят в природе называют явлениями.
Выполнение задания (рабочая тетрадь)
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с основными явлениями природы, с их существенными признаками (раздать схемы №1- приложение 2). Как называются эти явления? (читают на схеме)
  • Мы с вами уже знаем, что все тела состоят из веществ. С телами могут происходить различные явления. Однако, при одних явлениях вещества, из которых состоят тела, не меняются, а при других- меняются.
  • Опыт 1: Взять лист бумаги и разорвать его на несколько кусков.
  • Ребята, скажите бумага поменяла вещество, из которого она состоит?
  • Ученик: Нет не поменяла. Она как была бумагой так и осталась
  • Опыт 2: Взять такой же лист бумаги и поджечь его. Он сгорит.
  • Ребята, что произошло с бумагой?
  • Ученик: Она сгорела и превратилась в пепел
  • Да, бумага превратилась в другое вещество.
Ребята, в первом опыте мы наблюдали физическое явление, во втором- химическое
(Раздать схемы №2- приложение 3)
  • Прочтите на схеме, какие явления называют физическими:
Явления, при которых могут изменяться форма, размеры, состояния тел, но вещества остаются прежними (не превращаются в другие), называют физическими явлениями.
             Выполнение зад. 42, с.28 (рабочая тетрадь)
             На схеме найдите какие бывают физические явления.
           Ученик:  Механические, тепловые, электрические, световые.
  • Рассмотрим каждый вид подробнее:
    1. Механические. Представьте себе: одновременно едет автомобиль, летит самолет, бежит пассажир, опаздывающий на маршрутку. Что их всех объединяет?
Ученик: Они движутся
- Правильно, эти явления объединяет движение. Прочтите на схеме, что такое механические явления.
  1. Тепловые. Что произойдет, если мы нагреем лед? А если наоборот воду поставим в морозилку? А если поставим на огонь и она закипит, то во что превратиться? Что объединяет все эти явления?
- Ученик: нагревание или охлаждение
Прочтите на схеме, что такое тепловые явления
  1. Электрические. Проведем опыт №3 (с помощью ученика):  разорвать лист бумаги на мелкие кусочки, расчесаться мелкой расческой и приблизить ее к кусочкам бумаги.
Что произошло?
Ученик: листочки бумаги прилипают к расческе
Прочтите на схеме, что такое электрические явления
  1. Световые. Представьте себе, что в 12 часов ночи мы выключили свет, закрыли шторы, сможем ли мы что-нибудь увидеть? Нет, ничего. Действительно, мы видим только при воздействии света на клетчатку нашего глаза. Ребята, почему мы видим днем?
Ученик: Потому что днем светит солнце
- Прочтите на схеме, что такое световые явления.
Выполнение зад.45, с 29 (рабочая тетрадь)
- Учитель: Ребята, мы познакомились лишь с некоторыми физическими явлениями, их намного больше и вы будете с ними знакомиться при изучении физики
Итак,  каков основной признак физических явлений?
Ученик: при физических явлениях не меняется вещество, из которого состоит тело. Может изменяться форма, размеры, состояние
- Ребята, скажите, как вы думаете, могут ли вещества из одних веществ превратиться в другие? Вспомните опыт с сожженной бумагой. Во что превратилась бумага?
Ученик: Бумага превратилась в пепел. Она поменяла не только форму, размеры, состояние, но и превратилась в другое вещество.
Учитель: Ребята, во втором опыте мы наблюдали химическое явление. Прочтите на схеме, какие явления называют химическими.
Явления, в результате которых образуется одно или несколько новых веществ, называются химическими явлениями (или химической реакцией).
Выполнение зад.48, с.30 (рабочая тетрадь)
- Химические явления можно отличить от физических явлений по определенным признакам (схема №2)
1. Изменение окраски. Опыт №4: В стакан с водой опустить несколько кристалликов марганцовки. Что изменилось?
Ученик: Изменилась  окраска. Она стала розовой.
2. Выделение тепла и света. Опыт №5: Зажечь свечу. Поднести к ней близко руки. Что чувствуете?
Ученик: нам стало теплее и светлее
3. Выделение газа. Опыт №6: В стакане с водой  растворить чайную ложку соды пищевой, подлить несколько капель уксусной эссенции. Что произошло?
Ученик: Образовались пузырьки, это выделяется газ
4. Выделение запаха ( гниение опавших листьев).
5. Выпадение или растворение осадка (прокисание молока).
- Отправляемся мысленно в лес, разжигаем костер. По каким из перечисленных признаков можно определить, что горение дров- это химическая реакция?
Ученик: при горении дров выделяется дым, свет, тепло. Когда дрова сгорят совсем, они превратятся в другое вещество- в золу, угли.
- Ребята, а какие дрова самые лучшие для горения? Сообщение ученика по теме (приложение 4)
- Учитель: Изучая физические явления, человек научился их использовать в быту. Ребята, приведите примеры  химических явлений в быту. (Показ слайда). Как эти явления влияют на природу?
- Итак, каков основной признак химических явлений?
Ученик: при химических  явлениях  меняется вещество, из которого состоит тело. Может изменяться форма, размеры, состояние
 
     Обобщение:
  • Ребята, о каких природных явлениях мы сегодня узнали?
  • Что происходит с телами при физических явлениях? При химических явлениях?
  • Закрепление.
Отгадайте природное явление 


Презентация к уроку
Категория: Природоведение 5 класс | Просмотров: 606 | Добавил: geosnm | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar