Главная » 2017 Январь 31 » Урок № 2. Источники природоведческой (естественнонаучной) информации.
14:51 Урок № 2. Источники природоведческой (естественнонаучной) информации. | |
Цель: познакомить учащихся с естественнонаучными источниками информации; развивать навыки работы с ними пробуждать интерес к естественным наукам. Оборудование: энциклопедии, толковые словари, справочники величин, атласы географических карт, атласы-определители растений и животных, научно-популярная литература природоведческого содержания, хрестоматии по естествознанию, журнал «Колосок», СD - энциклопедия, Интернет-ресурсы и т. Ход урока
- Что они изучают? - Какая из этих наук является самой молодой? С чем связано ее возникновения? - Какая из наук вас больше всего заинтересовала? Почему? - Объясните, какую роль играют знания о природе в жизни и деятельности человека.
Каждая из наук изучая тела и явления природы, описывает их, создавая источники информации. Это статьи, журналы, энциклопедии, словари, справочники величин, атласы географических карт, атласы-определители растений и животных, научно-популярная литература природоведческого содержания, хрестоматии по естествознанию, Интернет-ресурсы и т. Сегодня мы ознакомимся с ними и научимся пользоваться.
- Основными источниками естественнонаучной информации является научно-познавательная и научно-художественная литература. Научно-познавательная литература - это произведения о науке и ее создателей. Она включает в себя произведения о науках, биографии деятелей науки, описание путешествий и др. Научно-познавательная литература отражает те или иные факты науки, истории, развития общества и человеческой мысли и на основе этого расширяет кругозор читателя. Без чтения такой литературы невозможно расширить кругозор в различных областях научного и общественного знания. Основным источником информации является научно-популярный естественный журнал для детей среднего школьного возраста «Колосок». Основная тематика издания - естествознание как интегрированный комплекс дисциплин. Материалы журнала посвящены различным явлениям живой природы, новых открытий в науке и технике, научным загадкам и интересным исследованием. Журнал содержит рубрики: «Наука и техника», «Живая природа», «Планета Земля», «Логика и смекалка», «Обо всем на свете», «Почтовый ящик». В журнале доступно представлены объяснения сложных понятий, показан путь к углубленному их изучения. Редакция журнала является инициатором проведения Международного природоведческого интерактивного конкурса «КОЛОСОК». Информация о журнале внесена в Энциклопедии Современной Украины. К научно-художественной литературы относят художественные биографии ученых и исторических деятелей, произведения о природе, в которых научная информация подается в образной форме. Научно-художественная литература имеет не только интеллектуально-познавательную, но и эстетическую ценность. Значительным источником естественнонаучной информации является научно-естественные музеи. В Украине таким Национальный научно-природный музей НАН Украины. Это единственный комплекс, в состав которого входят геологический, палеонтологический, зоологический, ботанический и археологический музеи. В 24 залах собрано более 30 тыс. Экспонатов, которые рассказывают о возникновении, строении и эволюции Земли, ее растительный и животный мир, ее прошлое и настоящее, об истории материальной культуры племен и народов, населявших территорию Украины. • Какие музеи есть в вашем городе, школе? • Какую информацию можно в них получить? • В каких музеях приходилось побывать вам? Какие залы вы посетили? Что больше всего вам понравилось? Научиться самостоятельно работать с научными и научно-популярными текстами вам необходимо для успешной учебной деятельности. Последовательность действий при работе с научно-популярными произведениями 1) Прочитайте весь текст. Определите главную мысль текста. При необходимости перечитайте еще раз. 2) Выделите в каждой части новую информацию, новые сроки. 3) Осмыслите, почему в такой последовательности приводятся факты и доказательства, как они связаны между собой. 4) Осмыслите целое, доведите основную мысль текста. К источникам естественнонаучной информации относятся также энциклопедии, словари, справочники величин, атласы географических карт, атласы-определители растений и животных, научно-популярная литература природоведческого содержания, хрестоматии по естествознанию, Интернет-ресурсы и т. • Расскажите (узнайте), которые из этих источников информации в вашей домашней библиотечке. Составьте их список. • Какими из этих источников информации вам приходилось пользоваться? С какой целью? Физкультминутка V. Систематизация, обобщение и применение усвоенных знаний, умений и навыков. Целесообразно на парту дать ученикам инструктивное карточку Практического занятия. Практическое занятие № 1. Тема: Знакомство с различными типами справочных изданий по естественным наукам: энциклопедии, словари, справочники величин, атласы географических карт, атласы-определители растений и животных, научно-популярная литература природоведческого содержания, хрестоматии по естествознанию, Интернет-ресурсы и т. Инструктивная карточка 1. Ознакомься, как нужно работать со справочной литературой, СD-энциклопедиями. 2. Ознакомься с тем, как осуществлять поиск в сети Интернет по ключевым словам через поисковые системы: http://www.rambler.ru/; http://www.google.ru/; http: // www. yandex.ru/. 3. Найди дополнительную информацию и подготовь сообщение об одном из выдающихся ученых-естествоиспытателей, имена которых упоминаются в пункте 1. Ключ к выполнению работы Как осуществить поиск информации в Интернете 1. Подключи к сети Интернет. Набери адрес сайта выбранной поисковой системы (см. Завдання 2). В поле поиска (рядом с ним написано слово «найти») введи ключевое слово (фамилия ученого). Нажми клавишу Enter (вход). После выполнения команды на экране появится информация с названиями сайтов, где можно получить доступ к информации на данном сайте с помощью ссылки. Эту информацию можно копировать в отдельный файл. Наведи примеры научно-популярных и научно-художественных источников информации природоведческого содержания. 2. Посети школьную библиотеку. Узнай, на которые естественные журналы, газеты осуществляется подписка. Какая еще научно-популярная естественная литература является в библиотеке? 3. Воспользуйся естественнонаучными источниками информации школьной библиотеки и подготовь небольшое сообщение для одноклассников (на выбор). VI. Домашнее задание Прочитать текст в учебнике. Выполните задание 2 и 3 практической работы. VII. Итоги урока Над чем работали на уроке? Что нового узнали? Чему научились? Как могут понадобиться полученные знания и навыки в повседневной жизни? | |
|
Всего комментариев: 0 | |